Головна сторінка  »  Туристические объекты города Белгорода-Днестровского
Аккерманская крепость


В конце XIV века Белгород (Четатя-Албе) входит в состав Молдавского княжества и становится его главным портом. В это время для защиты юго-восточных границ княжества от набегов татар, ведётся строительство серьёзной крепости, которое, в основном, было завершено в XV веке.

Крепость строилась из местного камня-известняка и сохранилась до наших дней почти полностью. Она имеет форму неправильного многоугольника площадью около 9 га. С трёх сторон крепость окружает защитный ров, глубина которого достигала 20 метров, ширина - 13,5 метров. Внешние стены крепости протянулись почти на 2,5 км. Они достигают высоты 12 метров, толщина - до 5 метров. В стены встроены 34 прямоугольных круглых и многогранных башен и бастионов.

Внутренними стенами средневековая крепость разделена на 4 двора. Самый большой из них - Гражданский, его площадь достигала 5 гектар. На его территории сохранился фундамент христианской церкви, на котором в XVI веке была построена мечеть, ныне разрушенная. Сохранились и строительные остатки турецкого периода.

Второй двор - Гарнизонный, и третий - Цитадель или Генуэзский замок. Остатки стен 4-го портового двора сохранились на берегу Днестровского лимана. Сам двор был построен в турецкий период, и на его площади развалины самой ранней в Украине турецкой бани - хаммама.

Ежегодно на территории крепости ведутся археологические исследования, доказавшие, что памятник средневековой фортификации был возведён на развалинах античной Тиры и города периода Золотой Орды.



Армянская церковь

Церковь находится по адресу г. Белгород-Днестровский, ул. Кутузова, 1.

Церковь строили местные прихожане за период 1384-1400; 1590-1610; 1825-1828; 1895-1903.

Точная дата возведения не установлена. По одной из версий - её построили греки.

Упоминание о греческом происхождении нынешней армянской церкви содержится и в придании, которое гласит, что когда-то жили два брата-грека. Они были состоятельными людьми (купцами) и каждый из них построил по одной церкви, как монастыри, чтобы при них жили греческие иноки. Со временем одну из церквей закрыли, и греки-иноки продали её переселившимся из Малой Азии армянам.

Известный исследователь истории армян Молдавии и Румынии Х. Дж. Сируни указывает, что в 1384 году католикос Теодорос назначил Ованеса епископом армян Львова, которому подчинялись армяне Аккермана. Начиная с 14-го века в Белгород-Днестровском было три церкви - первая, деревянная, существовала в 1384 году и была разрушена турками в 1484, вторая с 1484 по конец 16-го века, и третья, нынешняя церковь, ставшая армянской, по-видимому, с конца 16 - начала 17 века. По другой версии её построили армяне во времена турецкого господства, получив за большие деньги разрешение турецких властей. Принятая дата сооружения - 14-15 век.

Так как церковь первоначально предназначалась и была монастырём для греческих иноков, то армянская община перестраивала, достраивала церковь для проведения ритуальных служб в полном объёме в более поздний период. В 1699 году был достроен алтарный блок, а в 1827 году - увеличена длина здания с западной стороны, возведён западный портик о четырёх колонах и перестроен южный притвор, устройство деревянного балкона церкви. В конце 19 - начале 20 века произведено укрепление свода южного большого притвора. Церковь приняла вид креста, такой сохранилась до наших дней.

Возле церкви была расположена колокольня - деревянный навес с 5-ю колоколами разной величины. На территории церкви было расположено старинное кладбище (последние захоронения датируются концом XVIII века). Церковь была действующей до лета 1940 года, с 1962 года передана краеведческому музею. Сейчас является базой археологической экспедиции.

Реставрационные работы по укреплению фундаментов, стен, сводов, отделочные работы и благоустройство территории были произведены в 1995-1997 годах фирмой ООО "Реставратор".

Церковь Успения Пресвятой Богородицы является культовым сооружением армянской диаспоры, проживающей на территории Белгорода-Днестровского с 14 века, которая "напоминает времена первых христиан, когда богослужение совершалось в подземелье; интерьер её носит на себе печать турецкого владычества" (А. Защук). 



Раскопки древнего города Тира


В VI в. до н.э. выходцами из греческого малоазийского г. Милета на правом берегу р. Тирас был основан одноимённый город Тира. Как многие древнегреческие города, он имел и второе название - Офиуса. Город являлся центром полиса, границы которого доходили до современного г. Тирасполя. Город-государство Тира являлся независимым и управлялся советом архонтов, играя важнейшую роль на стыке цивилизаций: с левого берега лимана - ираноязычных племён скифов, позже сармат, с правого берега - фракийских племён, в городе - греческой.

В период расцвета в IV-III вв. до н.э. город начинает чеканить свою монету. В I-м в. до н.э. он подвергается нападению гетских племён. Но на рубеже эр жизнь здесь восстанавливается.

Дальнейшая история города связана с Римской империей: в её состав Тира вошла в I-м в. до н.э.

В III-м в. н.э. к городу подходят готские племена, а в IV в. н.э. он был разрушен в ходе нашествия гуннов.

Скорее всего, в VIII-X вв. эти земли входили в состав кочевий тюрко-болгар. И хотя в "Повести временных лет" упоминаются земли по Днестру, заселённые восточно-славянскими племенами - тиверцами и уличами, сам Белгород упоминается только в "Списке городов русских", а это уже конец XIV века.

Городище Тира находится на прикрепостной площади, является многослойным памятником. В ходе археологических исследований (ведутся с 1900 года) были обнаружены и исследованы остатки материальной культуры каждого исторического этапа развития города. Характерным является полное отсутствие раннеславянского материала, прослеживается византийское влияние XIII-XIV вв.

Ранними строительными памятниками являются остатки круглой башни (V в. до н.э.) и остатки городских стен, городских кварталов IV в. до н.э.. Остатки акрополя античного города находятся под стенами средневековой крепости. Портовая часть затоплена водами лимана. Части античного, средневекового города перекрыты, частично разрушены современными постройками. Некрополь античного периода не обнаружен.



Болгарская Церковь


Свято-Георгиевская Церковь построена в 1840 году. Расположена по адресу г. Белгород-Днестровский, ул. Советская, 42, угол улицы Кишинёвской.

Проект церкви разработан архитектором Заушкевичем по заказу общины болгарской части населения города Белгорода-Днестровского. В 1813 году общество Аккерманских Болгар обратилось к экзарху Таврии и бессарабскому губернатору Струдзе с просьбой о разрешении построить в Аккермане церковь во имя святого великомученика Димитрия на средства от пожертвований. Временная церковь была открыта в перестроенном новом нежилом доме в честь святого Георгия, освящена 29 июля 1816 года и просуществовала до 25 октября 1838 года.

В 1840 году на этом же месте была построена новая Болгарская церковь по проекту архитектора Заушкевича. Церковный двор был огорожен каменным забором с железной оградой, внутри разделён на четыре части. В середине двора стоял сам храм. В северо-западном углу находился церковный дом, а в северо-западной части находилось кладбище, на котором хоронили служителей церкви, знатных и достойных людей. С 1934 года хоронить на кладбище перестали, а в 1949 году церковь закрыли.

В 1962 году в церкви были обнаружены захоронения. На могильной плите высечен текст: "Жена фельдмаршала, светлейшая княгиня Софья Григорьевна Волконская... светлейший князь Григорий Петрович Волконский... светлейшая княгиня Лидия Александровна Волконская...".

Софья Григорьевна Волконская (1785-1868) - дочь губернатора Оренбурга, князя Григория Семёновича Волконского, вышла замуж за дальнего родственника Петра Михайловича Волконского, получила орден святой Екатерины, 1832 году была пожалована в статсдамы.

По собственному завещанию была похоронена в Семёновке (Сеймены), а потом в городе Белгороде-Днестровском. Григорий Петрович Волконский - её сын, был похоронен в Сейменах(1882), а потом его жена перезахоронила его в Белгороде-Днестровском. Лидия Александровна - его жена, по собственному завещанию похоронена рядом с мужем. Софья Григорьевна и Лидия Александровна сделали самые большие пожертвования для процветания Болгарской церкви.

Лидия Александровна пожертвовала для церкви около полумиллиона рублей(2 иконы, лампады, серебряные кресты плюс 12500 рублей наличными). Софья Григорьевна подарила настоятелю церкви крупный бриллиант.

Полное восстановление храма силами прихожан произошло с 1990 по 1995 год.



Греческая Церковь


Церковь расположена по адресу г. Белгород-Днестровский, ул. Леона Попова, 13.

Предположительно, церковь была построена в конце XIII или XIV века, что подтверждает планировка церкви, характерная для Болгарии и Молдавии XIII-XIV веков, а также образование в 1347 году православной епархии в г. Белгороде-Днестровском, оживление церковной жизни и православного строительства в это время. В XV веке являлась резиденцией византийского экзарха в Молдавском княжестве.

Основательная перестройка церкви была произведена в период 1812-1855 годов, после освобождения города Белгорода-Днестровского от турецкого владычества. В XV веке церковь была разрушена, а в XVI веке восстановлена и немного увеличена в западном направлении. В начале XIX века пристроена колокольня.

Рядом с церковью находится небольшая белокаменная часовня Иоанна Сучавского (православный Иоанн Новой). Предположительно была построена в XV веке. По другим источникам сооружена в 1838 году греческим подданным Хаджи Иоакимом Сотирием. Является образцом сложного лучкообразного перекрытия, вышедшего из строительной практики много лет назад. До реставрации часовни её фрески представляли большой интерес - это было 6 картин в полный рост, и они являлись не иконами или сценками на библейские сюжеты, а своеобразным редким в живописи настенным лубком. Картины светского содержания, повествующие о последних днях жизни трапезунского купца Иоанна. Православная церковь канонизировала его, причислив к лику святых.

Ниже церкви находилось старое православное кладбище (частично скальное), разрешенное в 70-е гг. XX века.

В 1994 году церковь и часовня переданы в собственность религиозной общины Украинской Православной церкви.



Свято-Вознесенский собор


Собор строился с 1815 по 1820 гг. на месте старого турецкого кладбища на пожертвования местных жителей. Строительство возглавлял настоятель церкви Казанской Божьей матери Фёдор Малявинский.

Первоначально имел вид корабля, но в 1830 г. было пристроено три портика по 4 колонны, и собор приобрёл вид креста, характерный для русского классицизма.

Собор представляет собой одноэтажное каменное сооружение с пятиярусной колокольней и шатровым куполом, который венчает луковичка с крестом. Собор трёхпрестольный с позолоченным деревянным резным иконостасом.

Левый престол во имя спасителя и чудотворца Николая, главный - в честь вознесения Христова, правый - в честь иконы Казанской Божьей Матери.

В 1971 году стены средней части собора расписаны московскими художниками, а алтарь, купол, центральная часть - семьёй художника Пискарёва.

В соборе хранится частица мощей святого Иоанна Сучавского.

К собору примыкала колокольня высотой 40 метров. Было 8 колоколов. Самый большой весил 6160 кг, был отлит на заводе им. Павла Рыжова в г. Харькове, на нём - рельефное изображение икон Спасителя и Божьей Матери.

В 2002 году на территории собора была построена часовня в честь 2000 летия Рождества Христова.

17 июля 2004 года обрушилась колокольня в соборе. В настоящее время ведутся реставрационные работы.



Свято-Николаевская Церковь


Свято-Николаевская церковь располагается по ул. Измаильской, 79.

Церковь была построена в 1867 году на средства местного жителя Герасима Овчинникова. С момента постройки церковь не претерпела изменений.

Архитектурный декор небогатый, характер местный, традиционный. Ширина церкви составляет 9,75 м, а длина 19,10 м. Высота зального помещения - 4,6 м. Живопись в церкви современная, сюжетная, композиции - канонические. Кроме того, церковь расписана на фасадах. Кроме канонических изображений ("Богоматерь Одитрия", "Спас нерукотворный", "Панагия", "Троица") написан ряд канонизированных святых и великомучеников.

Рядом с церковью находился Александро-Мариинский сердобольный приют с больницей, открытый в 1868 году генерал-лейтенантом Иваном Гангардтом.



Скифская могила


Скифская могила находится на берегу Днестровского лимана. Подкурганный склеп, известный под названием "Скифская могила", является памятником истории I-х вв. н.э.

Памятник открыт в 1895 году, обследован и описан Э.Р. Штерном и А.А. Кочубинским, разграблен был в древности. Представлял собой 2-х камерное сооружение на скале, был сложен из больших (длиной до 3-х метров, толщиной до 0,6 - 0,7 метров) известковых плит.

Передняя камера (размеры 2,1х1,04 м) разрушена, вторая (3,9х3,4 м ) - погребальная, в её полу вырублены два прямоугольных параллельных друг другу могильных углубления, ориентированных с востока на запад. Склеп имеет свод, состоящий из обтёсанных клиновидных плит. Задняя стена склепа сложена из 2-х каменных блоков, внутри покрытых известковой штукатуркой, на которой есть орнамент в виде узора древесины. Происхождение орнамента неизвестно, вызывает сомнение его рукотворность. Высота кургана над склепом на момент открытия составляла 5,2 м.



Подземная церковь Иоанна Сучавского


Церковь расположена в г. Белгороде-Днестровском, ул. Шабская, 116.

Дата сооружения - XIV-XIX столетия. Архитектор неизвестный.

Сооружена над источником, на месте, где по легенде, в 1330 году татары замучили генуэзского купца Иоанна из Трапезунда, отказавшегося принять мусульманство.

По славянскому преданию купец Иоанн из Трапезунда (южный берег Чёрного моря, современная Турция), живший в начале XIV века, вёл торговлю в золотоордынском Белгороде. Иоанн отказался принять ислам, был подвергнут жестоким пыткам. Его привязали к дикому коню, который нёс его по городу. Смерть Иоанна была страшной - ему отсекли голову. Ночью место вокруг останков осветилось. Само тело было помещено в небольшую часовню у церкви Иоанна Предтечи, позже нетленные мощи были выкуплены молдавским воеводой Александром, перевезены в столицу княжества - г. Сучаву (современная Румыния), где хранятся и по сегодняшний день в монастыре Георгия Победоносца.

В 1884 г. по ходатайству аккерманского священника Иоанна Енакевича, настоятеля Николаевской церкви, частица мощей была перевезена в г. Аккерман.

Первоначально над источником была сооружена часовня из камня, выбеленная со всех сторон. В часовне находилась большая старинная икона, изображающая святого Великомученика Георгия.

Имя Иоанна Сучавского во времена татаро-монгольского, а потом турецкого ига в Молдавии было символом верности своим убеждениям - христианству.

Этот источник в народе ещё называют "Прасковья криница", "Святая криница", "Прасковий источник" по легенде в честь девушки из бедной христианской семьи, которая не хотела быть наложницей градоначальника. Прасковья горячо просила Бога об избавлении от преследовавших её евнухов. И камень под нею разверзся, приняв в свои недра, а на этом месте забил источник с холодной и целебной водой.

В конце XIX столетия над подземной церковью был сооружёнп павильон в формах византийской культовой архитектуры.

В Юго-Западном углу церкви располагается прямоугольный колодец, выложенный из камней.

Памятник очень своеобразный, не имеющий аналогов в архитектурном наследии Украины. Церковь Иоанна Сучавского имеет важное значение в истории православия края.



Сарматский склеп


В 1989 году во время хозяйственных работ в песчаном карьере на восточной окраине города был обнаружен каменный склеп.

Склеп был разграблен в древности. Но на основании сопутствующего материала (фрагменты амфор, лепной и краснолаковой керамики) сооружение датируется III в. н.э.

Сам склеп сооружён из хорошо обработанных плит местного известняка в виде карточного домика. Состоит из дромоса (коридор, ведущий в погребальную кмеру гробницы) и камеры, ориентирован по линии запад-восток. При возведении первоначально был сооружён небольшой котлован в песке, на дно которого были уложены каменные плиты основания склепа.

Высота дромоса - 2,04 м, длина - 1,2 м, ширина 1,52 м.

Камера склепа прямоугольная, её размеры: 2,18х1,4 м, высота 2,06 м. Возведена из ряда крупных каменных плит, установленных на ребро, перекрыта двумя плитами двухскатной крыши. Плиты уложены насухо, без связывающего раствора.

С внутренней стороны стены склепа были тщательно обработаны и оштукатурены известковым раствором терракотового цвета. Перед входом был установлен жертвенный столик - алтарь. Его размеры 1,07х0,7 м, высотой 0,45 м, по периметру - углублённая площадка.

Алтарь находится в экспозиции Белгород-Днестровского краеведческого музея, а склеп перенесён на территорию Армянской церкви.



ормацией -->

У разі використання матеріалів сайту посилання на www.bilgorod-d.org.ua обов'язкове.
admin